Для чего нужна коробка отбора мощности

16-06-2015, 08:01

Большинство современной спецтехники, независимо от ее функционального предназначения, от задач, которые она выполняет и даже от ее габаритов, имеет на борту какие-то механизмы, которые нуждаются в своем автономном источнике энергии. И совершенно естественно, что, если речь идет о каких-то механизмах «на борту», то единственным таким источником может служить энергия вращения коленвала самого двигателя. О том, чтобы запитывать этот механизм от аккумуляторной батареи, не может быть и речи. Если он практически полностью высаживается в ноль за ночь при условии, что автовладелец всего лишь не выключил фары, то при попытке запитать от него привод стрелы подъемного крана, например, его тем более хватит буквально на несколько минут. О том, чтобы устанавливать для обеспечения работоспособности гидравлических механизмов (или электрических, или каких-то еще) отдельный двигатель, тоже не может быть и речи.


Такая конструкция была бы слишком громоздкой (учитывая, что речь идет о полноценном ДВС, а не о какой-то там небольшой штуковине, используемой на моторных лодках и одноцилиндровых мопедах). Свои впускные и выпускные тракты, свои глушители… в общем это был бы не автомобиль, а «мечта байкера», если оценивать с точки зрения количества труб, но при этом он был бы совершенно непригоден для нормальной эксплуатации, годился бы разве что на «посмотреть».

Именно поэтому и были придуманы коробки отбора мощности. Это специальные устройства, суть работы которых можно в некотором смысле сравнить с редукторами (строго говоря, в большинстве случаев их конструкция и предполагает использование механизма редуктора). Устройства, кстати, весьма популярные - коробка отбора мощности камаз, например, пользуется огромным спросом за счет своей универсальности – на базе такого механизма можно обеспечить привод чему угодно, от щеток простых подметальных машин и до более серьезных устройств, которые основаны и на гидравлике и на электрике одновременно.

Естественно стоит при выборе учитывать один весьма специфический момент… Большинство таких механизмов работает только в одну сторону. Есть и такие коробки отбора мощности, которые могут передавать вращающий момент в обоих направлениях, но их не так уж и много (не так уж и часто возникает в них необходимость), поэтому, ели нужна именно такая, то, скорее всего, придется потратить определенное время на поиски.


Рекомендуем к прочтению:
Интересное о разном: