Рукописи постепенно уходят в прошлое

9-09-2017, 09:18

Из чего же делались книги в древности? Глиняные таблички, камень, кость, дерево, кожа, различные металлы, черепки (остраконы), папирус и пергамен - все это употреблялось в древности в качестве материалов для письма. Из перечисленных материалов интерес для исследователя Нового Завета представляют, главным образом, последние два, поскольку почти все новозаветные рукописи написаны на папирусе или пергамене.
Наиболее древние рукописи НЗта, которые дошли до наших дней, выполнены на папирусе или на пергамене. Имеются и бумажные рукописи византийского периода ().
Папирус – материал для письма соответствующей обработки одноименного тростника, растущего по берегам р. Нил. Лист папируса достигал 9-10 м в длину, который скручивался в компактный и удобный для хранения свиток и последовательно разворачивался при чтении. Одна из самых больших нзтных книг известных нам сегодня – Деяния св. апостолов (длина его около 9 метров). Целиком на папирусе ни одна книга не уцелела. Сейчас известно о существовании 115 папирусов, которые находятся в различных библиотеках по всему миру, которые содержат лишь отрывки из нзных книг. Наиболее древний отрывок относится к началу II века (120 – 125 гг). Рукопись содержит отрывок из Ин. 18, 31-33; 37-38 (в Манчестере).
Поскольку папирус был довольно дорогостоящим и хрупким материалом, на его смену стал приходить пергамен (ή или βά - тонкая кожа). К IV веку пергамен окончательно вытеснил папирус. Рукописи из пергамена редко имели форму свитка. Как правило, это были сложенные один с другим листы: четыре листа образовывали тетрадку, несколько тетрадок вместе – кодекс. Примечательно, что многие христианские папирусы имеют форму кодекса (в силу удобства). Употребление кодексов с начала II века становится в Церкви повсеместным. Возможно даже, что христиане пользовались кодексами с той целью, чтобы их Священное Писание отличалось от Писания иудейской синагоги, где Ветхий Завет имел форму свитка. Поскольку пергамен был довольно дорогим  материалом, нередко случалось, что старые тексты стирали (точнее соскабливали) и поверх них писали новые. Такие кодексы называют плимпсестами (παλίμψηστος – вновь соскобленный). В наш век новейших технологий мы можем себе позволить сфотографировать стертый текст при помощи специальной техники и прочесть первичный текст.
В 692 г. Трулльский Собор (известный также как Пято-шестой) принял правило (68-е), в котором осуждалась практика использования пергамена, на котором прежде были записаны тексты Священного Писания, для других целей. Однако, несмотря на этот запрет и на угрозу отлучения от Церкви на год за подобные деяния, эта практика, скорее всего, продолжалась, поскольку из 250 сохранившихся на сегодняшний день унциальных рукописей Нового Завета, 52 представляют собой палимпсесты.
Начиная с XIII века, на смену пергамену приходит бумага, которая была дешевле, и уже многие века изготавливалась в Китае и была известна в Египте и Сирии с VIII века. У нас можно заказать набор текста с рукописи недорого.
В древности писцы писали не на строчках, как мы делаем сегодня, а под ними, как бы подвешивая греческие буквы под прочерченной линией. Как правило, между словами или предложениями не имелось никаких пробелов (такой тип письма называют непрерывным — scriptio continua), и вплоть до VIII в. знаки пунктуации встречались в рукописях лишь в единичных случаях.
Виды рукописей.
Следует отметить, что в древности существовало два основных вида письма. В повседневных нелитературных текстах (письмах, договорах и т.п.) использовалась обычно скоропись, или минускульное письмо, в котором маленькие буквы в словах писались слитно. А в литературных произведениях предпочитали более тщательно прорисованные буквы большого размера, так называемое унциальное письмо (uncia – от лат., означает двенадцатую часть чего-л., в данном случае строка унциального текста, которая занимает двенадцатую часть обычной страницы). Но со временем, особенно с IX века, минускульное письмо входит в употребление и для литературных текстов. Некоторые исследователи связывают это явление с деятельностью образованных монахов Студийского монастыря в Константинополе.
Относительно содержания нзтные рукописи разделяются на те, которые заключают в себе последовательный текст Нового Завета, как правило, текст Четвероевангелия, и написаны обычно в один столбец, а также на рукописи с евангельскими или апостольскими зачалами или перикопами (περικοπή – отрывок), которые читаются за богослужением и написаны в два столбца. Рукопись с последовательным полным текстом четырех Евангелий называется «Четвероевангелие», а с последовательным текстом Деяний и посланий апостольских – «Праксапостол». Рукописи для богослужебного чтения будут называться соответственно «Священное Евангелие» («Ίερό Εύανγγέλιο») и «Апостол». Если в богослужебной рукописи содержатся вместе зачала из Евангелия и Апостола, она называется «Апостолоевангелие».
Сборники богослужебных зачал еще называют лекционариями, от лат. lectio, что означает «чтение». Лекционарии в подавляющем большинстве случаев написаны минускулом. В афонских монастырях, а также в других монастырях и библиотеках, в Греции и других странах, хранится огромное количество подобных рукописей, украшенных искусными миниатюрами и высокохудожественным письмом.
Важнейшие рукописи.
Синайский кодекс (). Включает в себя весь Новый Завет, а также послание Варнавы и Пастырь Ерма. Рукопись относится к IV веку, написана в четыре столбца и происходит из Египта или Кесарии Палестинской. Его обнаружил в середине XIX столетия (1844 г.) в синайском монастыре Святой Екатерины немецкий ученый Константин Тишендорф, который после длительных переговоров преподнес его как дар от монастыря императору Александру II. В 1933 г. Синайский кодекс был куплен английским правительством и с тех пор находится в Британском музее в Лондоне, кроме 43 листов, которые хранятся в Лейпциге, где Тишендорф работал в качестве доцента. Отдельные листы были обнаружены в монастыре св. Екатерины в 1975 г.
Текст Синайского кодекса, очевидно, был правлен несколькими цензорами, как сразу после его написания, так и в более поздние времена.
Александрийский кодекс (А) относится к V веку и происходит из Египта. Евангельский текст этой рукописи относится к византийскому типу текста, остальные нзтные книги являются одними из главных представителей александрийского типа текста. Рукопись написана в три столбца и содержит в себе почти весь Новый Завет, кроме некоторых отрывков из Мф., Ин. и 2Кор. Кроме нзтных книг здесь помещены также Первое и Второе послания Климента.
Ватиканский кодекс (В) также родом из Египта и считается самым древним кодексом НЗта (начало – середина IV века). Текст обрывается на Евр. 9, 14, а также отстутствуют 1, 2 Тим., Титу, Филимону, и Апокалипсис. Разделение текста на главы не совпадает ни с одним из принятых в древности рукописях.
Кодекс Ефрема Сирина (С) является одним из самых важных палимпсестов. Датируется V веком. Содержит в себе отрывки из почти всех книг Нового Завета, кроме 2 Фес. и 2 Ин. текст этого кодекса в XII веке был стерт и записан греческим переводом 38 бесед прп. Ефрема Сирина. В настоящее время текст находится в Национальной Парижской библиотеке.
Кодекс Безы (D), V или VI века, написан на двух языках: греческом и латинском. Состоит из двух рукописей. В первой содержатся Евангелие (в порядке Мф., Ин., Лк., Мк.), Деяния апостолов и небольшой отрывок из 3 Ин. Эта рукопись в 1581 г. была подарена Феодором Безой, другом и соработником Кальвина, Кембриджскому университету. Вторая включает в себя послания ап. Павла, происходит из французского монастыря Клермон, а сейчас хранится в Национальной Парижской библиотеке. Текст обеих рукописей относится к так называемому западному типу, имеет множество отличий, добавлений и пропусков в сравнении с известным нзтным текстом. Стоит упомянуть одно незаписанное изречение Спасителя (аграфу), которая находится в Лк. 6, между 4 и 5 стихами: «В этот же день, увидев некоего, работающего в субботу, [Иисус] сказал ему: человек, если ты знаешь, что делаешь, то ты блажен, если же не знаешь, то ты под проклятием и преступник закона». Также в Мф. 20, 28: «И вы старайтесь возрастать от малого и умаляться от большего. И когда идете к звавшему вас на ужин не спешите возлечь на почетных местах, чтобы не получилось так, что придет некто славнее тебя, и придя звавший скажет тебе: займи место пониже, - и ты постыдишься; если же возляжешь на низком месте и придет некто меньше тебя, то звавший тебя на ужин скажет тебе: займи место повыше, - и это для тебя будет лучше (ср. Лк. 14, 8-10).
 
Также существует ряд рукописей, которые выделяются своим роскошным или не вполне обычным видом. Среди таких рукописей Петербургский Пурпурный кодекс (N) VI века. Написан на роскошном пергамене серебряными буквами, а сокращения имен Бог и Иисус – золотыми. Синопский кодекс (О) VI века написан золотыми чернилами на дорогом качественном пергамене. Это одна из первых рукопись, на которой появляются миниатюры, хотя и более позднего происхождения относительно самой рукописи. Примечательны еще такие рукописи как: 1) Кодекс 047, текст которого на каждой странице повторяет форму креста; 2) минускульный кодекс 16, XIV века, написан чернилами четырех цветов: повествовательная часть выполнена киноварью (т.е. темно-красным), слова Спасителя и ангелов окрашены ярко-красным, цитаты из ВЗта, речи апостолов, Божией Матери, Захарии, Елисаветы, Симеона и Иоанна Крестителя синим, а высказывания фарисеев, Иуды Искариота, сатаны – черным цветом; 3) Кодекс 0169 самый маленький, 9,5 на 7,25 см (карманный).

Рекомендуем к прочтению:
Интересное о разном: