Клубная музыка постоянно набирала обороты

30-07-2017, 19:14

Увлекательная история ди-джеинга начинается ещё с незапамятных времён, когда первобытные люди стучали палками по камням и по головам таких же пустоголовых творений, как и они сами, издавая при этом любопытные звуки. Но ведь ди-джеинг это живая игра на ЗАПИСЯХ (Vinyl, CD, MD…)…
Значит, историю начали французские учёные, изобретя в…1850-м году устройство, которое могло записывать звуковые колебания. Такое устройство назвали "фоноавтограф". Дело французов в 1870-м продолжил учёный Томас Эдисон, пойдя дальше. Он разработал "станиолевый фонограф" или "говорящую машину". Она состояла из картонного цилиндра, обернутого в фольгу и надетого на ось. Мундштук от музыкального инструмента и диафрагма были присоединены к резцу, который выпечатывал звуковые волны на фольге. Чтобы проиграть запись Эдисон убирал мундштук. Первой записью на такую машину была мелодия "У Мэри был маленький ягнёнок"("Mary had a little lamb"). Замечательная девушка Элиша Грэй в 1876-м году изобретает музыкальный телеграф. Но подлый Александр Грэхэм Бэлл патентует изобретение на себя и называет его "графофон".
1877 год – Эдисон изобретает рукояточный фонограф.
1878 год – он же патентует фонограф и собирается сделать его машиной для офисов.
1887 год – в графофонах Бэлла использовались восковые цилиндры и плавающий резец (игла) для более чистого звучания. А Эдисон усовершенствовал фонограф: использование твердого воска для цилиндра и моторчик на батарейках вместо рукоятки.
1890 год – музыканты записывают музыку. Цилиндр мог записать 2-4 минуты звука. А где-то в 1890-ом году музыканты записывали свои "сессии" с использование нескольких фонографов одновременно.
1892 год – НАКОНЕЦ-ТО изобретают плоские диски. Первые из них называют "граммофоновыми дисками" (грампластинки).
1895 год – налажено массовое изготовление граммофонов с улучшенным дизайном и трубой для усиления звука.
1901 год – компания "Говорящие машины Виктора" (The Victor Talking Machine Company) из Нью-Джерси представляет первые готовые для продажи образцы граммофонов.
1906 год – Новый граммофон "Виктор" со встроенной трубой, которую назвали "Виктролла".
1919 год – изобретение "термена", которое сделал соответственно Лев Сергеевич Термен (америкосы перековеркали на Леон Теремин). "Теремин" считается предшественником синтезатора Муга. Он уникален, так как это первым музинструмент, играющий без прикосновения (помните играющие сами по себе рояли в вестернах?).
1920-е г.г. – появляются первые электронные инструменты. "Теремин", "Ондэс Мартенот" и "Траутониум".
1925 год – представлен электронный микрофон. Это произвело революцию в звуке и привело к выпуску "Коробки Ортофонического Звука", которая была чувствительной к высоким и низким частотам. 1931 год – исследователь ЭМИ – Алан Дауэр Блумлейн изобретает СТЕРЕОФОНИЧЕСКИЙ звук для записи!
1939 год – изобретают магнитную ленту.
40-вые – ПЕРВЫЕ ДИ-ДЖЕИ выступают для развлечения солдат за границей. Во время второй мировой войны люди, вооруженные проигрывателями (вертушками), развле-кали солдат в танцевальных залах, крутили записи Глена Миллера, Систёр Эндрю и Бенни Гудмана. Так было проще, чем отсылать за границу целые группы.
История развития клубной музыки и ди-джеинга
В 50-х – изобретение 45 RPM (скорость вращения) семидюймовых пластинок. Их было дешевле делать и удобнее носить. На Ямайке с возрастанием популярности ритмблюза (R’n'B) и джаза, звуковые системы используются для рекламы музыки. Первые диск жокеи загружают в пикап хитовые пластинки, колонки и проигрыватель, и едут в тур по Ямайке.
В 1956 году развивается стиль SKA, который приводит к взрыву популярности звуковых систем. Группа "Gesang der Junglinge" Карлхейнца Стокхаузена использует естественные звуки наряду с электронными шумами. Дюк Рейд и Клемент Додд проявляют себя как операторы звуковых систем.
1958 год – изобретают Е-пианино. 1959 год – музыканты записывали сессии, основываясь на звуковых системах. Дюк Рэйд был обладателем записей таких исполнителей как Чак и Добби, Ювинг Юниорс, а так же Дэррик Морган и Эрик Морис. Ещё у Клемента Додда были записи с дюжиной треков Альтона Эллиса и Эдди Перкинса, Тэофилиуса Бэкфорда, Бэресфорда Рикеттса и Лассэлс Перкинса.
1960 год – современная электроника вторгается в музыку. Первый синтезатор Муга поступает в продажу. В музыке используют новые концепции и звуки, таки как математически обоснованная композиция Арнольда Шонберга и Эрика Сатье, и "машинные" звуки Луиджи Руссоло. Позже родилась музыка в стиле DUB и первые ремиксы Кинга Табби.
1966 год – Rocksteady выходит на ямайскую сцену.
1967 год – Stockhausen Telemusik используют коротковолновое радио, чтобы создать музыку в стиле WORLD, рэгги завладевает Rock Steady. Ли "Скрэтч" Пэрри, Эдвард "Банни" Ли и Осборн Руддок (Кинг Табби) начинают работу мультитрековых студий. Они становятся главными продюсерами РЭГГИ-музыки.
1968 год – Кинг Табби разрабатывает "вырезание". Кинг Табби регулярно режет ацетаты (мягкие восковые диски), которые были разработаны специально для него. Он оставлял только кусочки вокалов на ацетатных пластинках и эффектно создавал новые "версии" песен. 
1969 год – Кул Герк (Kool Herc) считается первым хип-хоп ди-джеем, который изобрёл "Ломаные ритмы" (Cutting Breaks). Кул Герк адаптировал свой стиль, перепевая инструментальные секции самой популярной песни дня. Из-за того, что эти ломаные ритмы были довольно короткими, он научился их удлинять, используя аудио-микшер и две идентичные записи, в которых он периодически переставлял нужный сегмент. Его навыки были переняты многими другими людьми, которые заключались в "перепрыгивании" момента удара и вставки его с другой идентичной пластинки в другой момент. Название "ХИП-ХОП" пошло от "перепрыгивания" (hip hopping) на вертушке (проигрывателе). Музыку играют в дэнс-холлах – это считается прямым путем к РЭП-музыке. "Technics" представил the Direct Drive System (система прямого привода), SP-10.
В 70-х – "Technics" выпускает настоящие SL-1200 как HI-FI вертушки. Годжио Мородер считается пионером профессиональной синтезаторной электронной диско-музыки.
1971 год – Ральф Хаттер, Флориан Шнайдер и Ко. из Kraftwerk – первая электронная команда.
1975 год – Гранд Визард Тэодор (Grand Wizard Theodore) изобретает скрэтч.
1979 год – Shugarhill Gang выпускает "Rapper’s Delight". Пока они не использовали возможности ди-джеинга, поэтому песня была на уровне коммерческого хип-хопа на протяжении ранних 80-х. Далее "Technics" проводит работу с вертушками 1200s, совершенствуя мотор, изменяя внешний дизайн, добавляя провод заземления и контроль над скоростью (pitch). Такие вертаки выпускаются с маркировкой sl-1200.
В 80-х играя в клубе "Warehouse", Dj Frankie Knuckles ложит искусственно генерированный бит 4/4 поверх мелодий SOUL и DISCO. Маршал Джефферсон изобретает глубокий мелодичный звук, который основывается на струнных и пианино. Результат – композиция "Move Your Body", которая стала HOUSE записью 1986-го года. Двенадцатидюймовые дискозаписи, в которых длинные ударные партии (идеальные для микса) зарождают HOUSE MUSIC. Grandmaster Flash – один из первых ди-джеев, использовавших ударные (BREAKS) определённых песен, которые, повторяясь при перекидывании с вертушки на вертушку, создавали BREAKBEAT.
1980 год – Роланд представляет TB-303 – басовую машину и TR-808 – машину ударников.
1981 год – сингл "The Adventures of Grandmaster Flash on the Wheel of Steel" был первой записью Грандмастера Флэша и The Furious Five, для демонстрации ди-джейских хип-хоп навыков.
1982 год – Africa Bambaata – "Planet Rock" сэмплирует Kraftwerk и создает ELECTRO. Grandmaster Flash & The Furious Five – "The Message" становится хитом. "The Message" считается первой серьYOзной РЭП-записью. 1982 год – выпуск "One For the Treble" by Davy DMX.
1983 год – выпуск Grandmaster’s D.S.T.’s "Megamix". "Rockit" Хэрби Ханкока с катами и скрэтчами Grandmaster D.S.T. доносит ди-джеинг до более широкой аудиенции. В середине 80-х первые сэмплеры (Akai s900) в продаже. Они позволяют музыкантам захватывать звуки и манипулировать ими. Другие хип-хоп ди-джеи в Нью-Йорке начали использовать реверс-способности вертушек для скрэтча и продления ритмов отмоткой и вставкой между двумя копиям одной и той же записи, как впервые было показано Grandmaster Flash.
1987 год – The DMC (Disco Mix Club) устраивает первые ди-джейские соревнования.
1989 год – начало развития РЭЙВа. Рэйв произошел от Acid House и стал очень великим настолько, что промоутеры устраивали грандиозные акции на всю ночь. Таким образом, под Лондоном развлекали тысячи людей.
В ранние 90-е – укореняется клубная музыка BREAKBEAT и выпускается DRUM’N'BASS и TRIP HOP. BREAKBEAT в смеси с TECHNO породил себе много ветвей, таких, как: Darkside, JUNGLE, Drum’n'Bass. Trip Hop имеет общее и с BREAKBEAT и с AMBIENT, и является смесью битов, вокалов, гитары, бас-гитары, и джаз-элементов. "The Cut Professor" из Get Fresh Crew начинает экспериментировать с FUNK, который позже разовьется в Beat Juggling или Remixing Right Before Your Eyes. Потом он нашел X-men, которые применяли стиль и преподнесли его на высший уровень.
1990 год – Mix Master Mike, и Dj Apollo из первой в своем роде скрэтч-команды "Shadow of the Prophet". Они стали ди-джеями рэп-группы, называвшейся F.M.2.0. и представляли разные радио-шоу в пляжной зоне.
1991 год – скрэтч Dj Innovator/Perfectionist Dj QBert привлекает мировое внимание в соревновании Technics DMC DJ Championships.
1992 год – Dj Flare представляет скрэтч "Flare". Crazy Legs назвал QBert, Mix Master Mike, Apollo – "Rocksteady Dj’s".
1992 год – так же значится, как год идеи первого Scratch/Battle. Идея была направлена на развитие Darth Fader’у. 1994 год – Shortcut, Disk, и QBert создают команду "Tern Table Dragunz" и выступают. Shortcut выигрывает Rap Pages Dj Battle в L.A. А ещё позже выигрывает Technics DMC west coast championships. QBert издаёт микс-запись "Demolition Pumpkin Squeeze Musik" (названа Rap Pages как "САМАЯ ВЕЛИКАЯ МИКС-ЗАПИСЬ ВСЕХ ВРЕМЁН"), в которой зажигательный экспериментальный скрэтч создает революцию в микс-записи. Dj Shadow издаёт "In/Flux", которым больше продвигает ди-джеинг на сэмпл-уровень.
1995 год – наверняка самое великое соревнование в ди-джинге, т.к. QBert и Mix Master Mike отдыхали от DMC, что бы стать судьями и вступить в новое соревнование в создании музыки с помощью вертушек. Mix Master Mike и Disk создают команду "Invisible Skratch Piklz".
1995 год – создание "All Samples Skratched Song" by QBert, "Invasion Of The Octopus People", что открывает новую страницу в культуре ди-джейства.
1996 год – The I.T.F. (International Turntablist Federation) организовывает первые в мире чемпионаты (Battle) между Rocksteady Reunion, ISP и X-Men (сейчас X-Ececutioners). QBert снимается в фильме "Hang The Dj". ISP записали классическую вертушечную+оркестральную композицию и "Invisibl Skratch Piklz Vs. Da Klamz uv Deth" на виниле.
1997 год – Turntable T.V. родилось! Теперь TV освещает все события в "ди-джей мире".
1998 год – Yogafog создает и отдает первую музыкальную награду ISP артистам в Пляжной Зоне. Mix Master Mike присоединяется к Beasty Boys. QBert получает награду от DMC за свои достижения. От середины 90-х до нынешнего момента команды Invisible Skratch Piklz, BulletProof Scratch Hamsters/Space Travelers, Allies, Supernatural Turntable Artists, Fifth Platoon, Beat junkies, 1200 Hobos, Scratch Perverts, X-Men/X-Ecutioners, Cosmic Crew, и многие другие вершат историю TURNTABLISM’а.
 История развития клубной музыки в России.
В истории российской электронной музыки было много разных переплетений андеграундной культуры и мейнстрима. Предлагаю вам пройтись всего по некоторым примерам за последние 10 лет и оценить разницу преобладания творческих людей и бизнесменов в клубной культуре в течении этого отрезка времени. Я не говорю, что это плохо, я лишь отмечаю, насколько это разные подходы к электронной музыке и, как следствие, спор между культурой и шоу-бизнесом, который пытается ее эксплуатировать. И вполне естесственно, что многие, встав перед выбором между культурой и шоу-бизнесом, выбрали второе. А кто-то все время находится на грани, определяя для себя, как остаться в культурном пласте и на чем можно зарабатывать.
1997 год.
В культурной среде радио «Субстанция», под руководством Андрея Макарова, находящаяся на пике популярности у слушателей, ведет ожесточенный бой за существование в радиоэфире электронной музыки, играемой ди-джеями Санчесом, Кубиковым, Мешковым, Зорькиным и другими представителями андеграундной сцены. Группа «Moscow Groove Institute» выпустила свой дебютный альбом на лэйбле «Citadel Records». Появился проект «Lazyfish». Дом культуры МАИ становится клубом СДК МАИ, став одной из крупнейших столичных площадок, именно там проходили, после переезда из клуба «Акватория», легендарные рэйвы «Хардкор против джангла», организуемые ди-джеями Грувом, Дэном, Диггером и Or-Beat’ом. На месте бывшего клуба «Птюч» открылся клуб «Луч». В Златоустинском переулке появился клуб «Пропаганда». Антон Кубиков и Макс Милютенко образовали проект «SCSI-9». Закрылся магазин «Дискоксид», на базе которого была студия Фиша и Спайдера Solaris Station. Открылся магазин для ди-джеев «Pitch». В Питере вышла в эфир радиостанция «Порт FM», где играли ди-джеи Лена Попова, Примат, Кефир, и другие. В клубах Грибоедов, Порт и Туннель ди-джеи Леша Хаас, Boomer, Слон, группы «Елочные игрушки», «Нож для фрау Мюллер» и «Новые композиторы» собирали аншлаги на свои выступления. Состоялся первый фестиваль «DJ Парад». Закрылся легендарный клуб «Планетарий»...
В мейнстримовой среде появляется детище Синеши Лазаревича «Jazz café». Компания «Extraphone» начинает выпуск серии сборников «Funny house», представляемой ди-джеем Фонарем, а радио «Maximum» проводит вместе с Rise Лис’C первую церемонию награждения в области танцевальной музыки «Funny house Dance Awards». Группа «Triplex» с ремейком на тему из фильма «Собака баскервилей», становится самой известной в стране house-группой...
1998 год.
В клубной культуре назревал кризис, о чем очень часто стали говорить в эфире радио «Станция 106.8» многие ди-джеи. В Москве закрылись клубы «Галактика» и «Остров сокровищ». Леша Transdriver выпустил свой дебютный альбом. Открылся лэйбл «Cosmos Production», выпустивший альбомы проектов «Expedition Zero» и «Nuclear Losь». При невыясненых обстоятельствах пропал безвести ди-джей Иван Салмаксов. В Питере открылся клуб «Мама». На d’n’b-сцене появилась первая девушка-ди-джей - Земине...
В среде приверженцев модной танцевальной музыки появился новый клуб «Гараж», где Олег Оджо начал делать первые after-party. А на месте бывшего кинотеатра «Слава» появился одноименный развлекательный комплекс, впоследствии прославившийся самым качественным звуком в Москве и командировками ди-джеев-резидентов на Ибицу...
1999 год.
Электронные музыканты активнее нацеливают свой взгляд на Запад для издания на виниле. Московская хардкор-сцена обеднела на одного из своих идеологов - Андрей Or-Beat уезжает в Канаду. Вадик Мотор выпустил дебютный minimal techno альбом - «Hexen». Радио «Станция 106.8» поменяло дневную сетку программ и стало называться «Станцией 2000». В Питере было создано творческое объединение «56 Stuff»...
В клубной индустрии, работающей на массы, стали появляться места, отличающиеся помпезностью. Закрылся клуб «Титаник» первоначального образца. Гарри Чагласян начинает историю клуба «XIII», впоследствии сделавший из ди-джеев Коли и Града самых модных ди-джеев Москвы. Синеша Лазаревич открыл новый клуб «Circus». Грув выпустил альбом своих ремиксов «DJ Грув и все, все, все». В Питере открылся первый клуб с жестким фэйс контролем - «Декаданс»...
2000 год.
Представители андеграундной house-культуры, ди-джеи Санчес, Сапунов, Djungle и Bell основали проект «Housemusic.ru». Грув открыл некоммерческий лэйбл «Грувзапись». Техно-культура Москвы обрела большую площадку на месте заводских цехов - клуб «Город». Команда клуба «Цеппелин» провела первый фестиваль электронной музыки «FortDance» на форте «Александр» в Кронштатде...
В массовом пласте электронной музыки Радио «Станция 2000» поменяла частоту и стала «Станцией 107.0». DJ Фонарь создал лэйбл «Атмосфера», в котором заметно переплелись идеологические и коммерческие интересы его участников...
2001 год.
Олег Нестеров открыл IDM-лэйбл «Легкие». В Питере открылся клуб «Паръ.Spb», где играли ди-джеи Примат, Костя Лавски, Кефир...
Состоялся фестиваль «Интервенция» в ЦПКиО им. Горького, с участием Пола Окенфольда и Нормана Кука (Fat Boy Slim). «Станция 107.0» прекратила свое вещание. Наиболее востребованные ди-джеи, работавшие на «Станции», перешли в вечерний эфир «Динамит FM». В эфире радио «Серебрянный дождь» появляется программа «728», которую ведет DJ Шевцов. Питерский ди-джей Цветкоff берет пальму первенства среди ремиксеров на отечетсвенных поп-звезд...
2002 год.
В Москве, усилиями ди-джеев Ромы Пушкина и Тима Кустова, появилось booking-агенство «Moscow Танцпол», породившее волну привозов иностранных ди-джеев второго и третьего эшелонов. Открылось первое техно-dj-кафе Москвы «Мио». В Питере, благодаря усилиям промогруппы «ContrForce», проходит первый фестиваль «May Day» в России. Анатолий Воронцов и DJ Electric создали проект «Koala». В Питере закрылся клуб «Esco Bar»...
В массовой клубной культуре также не спокойно. Группа «ППК», после разногласий с DJ Фонарем и ухода из «Атмосферы», открыла лэйбл «Uplifto»...
2003 год.
Информационное пространство клубной культуры понесло серьезную утрату – закрылся журнал «Птюч». В Питере закрылся клуб «Мама», последний клуб, к которому приложил свой талант Леша Хаас...
В мейнстримовой среде Вадик Мотор, под псевдонимом «Навигатор» выпустил house-альбом «Look to the Future». Начали издаваться сборники танцевальной музыки «Не спать!», при поддержке одноименного журнала. Группа «Radiotrance» вернулась на сцену с новым альбомом.
Питерская модная тусовка преобрела новое место для времяпрепровождения – на месте клуба «Амнезия» открылся клуб «Jet Set»...
2004 год.
В Москве закрылись клубы «Цеппелин» и «Территория»...
Мейнстрим продолжает жить активной жизнью. Журнал «ОМ», доносивший модные тенденции, в том числе в электронной музыке, до своих читателей, покинул его создатель и главный редактор Игорь Григорьев. Магазин «Новая музыка» на Арбате прекратил свое существование. Распалась группа «ППК». Промо-группа Горобий-Козлов-Гулливер-Синеша запустили серию открывающихся на сезон клубов «Зима», «Лето», «Осень»...
2005 год.
Лэйбл «Атмосфера» покинул его основатель DJ Фонарь...
2006 год.
Вышла книга об истории клубного движения в Санкт-Петербурге «Корпорация счастья», написанная Лешей Хаасом. В Москве открылся клуб «Крыша мира»...
Еще раз повторюсь, что это выдержки всего лишь некоторых событий, которые стали одними из ярких примеров для своего времени.
По-моему, разница очевидна. Многие ди-джеи и музыканты, несущие культурные ценности слушателю, сошли со сцены, не имея возможности противостоять напору коммерческих проектов, те, кто не хотел бросать музыку, перешли в массовый пласт музыки. Трансформация электронной музыки в некое легкое танцевальное направление не следствие развития и движения вперед электронной музыки, как считают многие. Это следствие отсутствия у большинства потребителей интереса к тому, что несет культурные ценности и желания у людей, приходящих в электронную музыку, заработать на этом большинстве, что породило преобладание количества над качеством. Есть потребитель, который ищет музыку, исходя из своих собственных вкусов, а есть потребитель, который ничего не ищет, а впитывает то, что ему навязывают, и последних, само собой, в нашей стране больше. Кто-то сказал, что хорошего много не бывает. Можно согласиться, но для каждого, кто слушает электронную музыку, свои примеры хорошей музыки, так же, как и свои хорошие клубы и свои хорошие ди-джеи. Есть печальное свойство тех, кто сейчас причисляет себя к электронной музыке и клубной культуре – они не знают истории, посему наивно думают, что история началась с них – таких людей реально очень много – для примера, наберите в поисковике слово «ди-джей», из биографий некоторых очень много неожиданного узнаете. Хочу развеять эти заблуждения, а заодно и попытаться исправить пробел, существующий в информационном потоке Интернета, журналов и интервью, где порой некоторые просто пользуются отсутствием информации и откровенно приверают. Я не беру на себя роль некоего историка, который знает все, но донести до вас многое из того, что нужно знать, чтобы по праву причислять себя к клубной культуре, я считаю своей обязанностью.
 
История Казантипа
 
Изначально "Казантип" был спортивным мероприятием. В 1993 году около 400 человек, в основном приближенные к главному казантиповцу Никите
Маршунку, а ныне президенту "Республики Z", прибыли в поселок Щелкино, который расположен на мысе Казантип. На побережье Азовского моря казантиповцы провели первый Кубок RFA по виндсерфингу.
Мыс Казантип (пер. дно котла) находится между Керчью и Феодосией и омывается теплыми волнами Азовского моря. Именно на этом мысе планировалось построить Крымскую атомную электростанцию, но проект свернули, оставив на память потомкам поселок строителей Щелкино и недостроенную АЭС.
В 1995 году фестиваль электронной музыки "Казантип" был проведен на Атомном реакторе и собрал около 1000 почитателей музыки и экстремальных видов спорта.
В последующие годы "Казантип" набирал обороты: десятки лучших представителей современной электронной сцены России, Украины, Белоруссии,
Прибалтики и гости из Франции, Англии и Германии почтили своим внимание фестиваль.
С 1999 года фестиваль начал кочевать по Крыму и в 2000 году "Казантип" перекочевал на Черное море в поселок Веселое рядом с Судаком. Почитаемыми национальными видами спорта на фестивале «Казантип 2000» стали серфинг, горный велосипед и супермодное увлечение кайтсерфинг, где в качестве тяговой силы используются воздушные змеи.
"Казантип" всегда был открытым фестивалем с абсолютно бесплатным входом на все проводимые мероприятия. Это была неогораживаемая территория, куда приезжала потусоваться молодежь со всех стран бывшего СССР.
В 2001 году "Казантип" из Веселого переехал в село Поповка (30 км к западу от Евпатории). Чтобы попасть на фестиваль нужно было купить визу, которая стоила 10 $.
В 2003 году Верховный Совет Крыма запретил проводить фестиваль "Казантип" на территории Крыма. Организаторы фестиваля сделали финт "ушами" и придумали новое название "Республика Z". Место проведение осталось таким же - село Поповка.
Сегодня "Казантип" - молодежный музыкально-спортивный фестиваль, собирающий ежегодно десятки тысяч любителей активного отдыха и экстремальных видов спорта

Рекомендуем к прочтению:
Интересное о разном: